
Камея: живопись в камне



Искусство миниатюрной резьбы по камню – глиптика, сопровождает человечество на протяжении многих веков, сохраняя в этом долговечном материале отпечаток времени своего создания.
Технологии: традиция и современность
На протяжении тысячелетий технические приемы камнерезного искусства практически не менялись. Прежде всего ювелиру надо выбрать оптимальный по размерам и свойствам самородок, чтобы в нем не было трещин и явных дефектов. Затем его обработать до полной гладкости, и только после приступить к резьбе. Большинство камней для глиптики тверже металлов, поэтому композиция могла быть вырезана вращающимися бурами исключительно с помощью абразивов. Ученик Аристотеля Теофраст пишет в трактате «О камнях»: «Некоторые камни поддаются резьбе, иные могут быть обработаны только сверлом… На некоторые из них железный резец не оказывает действия… они могут быть вырезаны лишь с помощью другого камня». Порошком корунда или алмазной пыли, смоченным маслом с водой полностью покрывали будущее изображение. Резчик работал почти вслепую, и на создание геммы требовались долгие месяцы, а то и годы.
В 70-е годы XX века новые технологии радикально изменили ситуацию на рынке изделий из резного камня. Надо отметить, что именно с этого времени украшения с камеями перестают служить исключительно атрибутом светского этикета, и становятся уместными в повседневной моде. Современные методы обработки камней позволили вывести изделия с камеями из разряда элитарных, и сделали их доступными для массового потребителя.



Камеи на цветных халцедонах. Немецкие мастерские, 2020-е годы.
Качественное массовое производство не может возникнуть без художественной и технологической базы. Не удивительно, что основным центром изготовления современных камей, созданных при помощи новых технологий, стала Германия.
Уже в Средние века огранщики Идар-Оберштайна (горные районы на юго-западе Германии) работали с местными драгоценными камнями, а к XIV веку там была создана промышленность по огранке агата. Техника резьбы по драгоценным камням и индивидуальные стили развивались от века к веку, сохраняя традиционные умения использовать физические характеристики халцедонов, их широкие цветовые вариации.
Большинство современных агатовых камей вырезаны с помощью ультразвука. Процесс состоит из нескольких этапов. Сначала художник по камню вырезает вручную модель-заготовку. Затем выбирают и предварительно обрабатывают камни для резьбы. Из них по модели ультразвуком производят копии. Послойная резьба слоев цветового зонирования в агате дает «холст» и возможность трехмерности.
При ультразвуковой резке нет следов резца, нет пыли, нет перегрева камня, и как следствия — трещин и дефектов. Результат такой обработки — прекрасное изображение на камне с нежной атласной текстурой поверхности, описанной как «свежевыпавший снег» Анной Миллер в книге «Камеи старые и новые». Эта текстура и отсутствие каких-либо следов инструмента используются оценщиками в качестве маркеров, чтобы доказать, что камея сделана машиной.
Камеи, созданные ультразвуком, не являются уникальными, но если Вы хотите дополнить свой образ изящным украшением из натурального камня по разумной цене, то это вполне достойный вариант.
Теперь поговорим о материалах для камей и технологиях их изготовления.
Материалы
Аутентичные камеи создают из натуральных материалов, таких как драгоценные и поделочные камни, раковина (shell), слоновая кость, коралл и перламутр.
Камень
Лучшим материалом для глиптики был, и есть агат, вернее, все его цветные разновидности: агат, карнеол (сердолик), хризопраз, оникс, сардоникс. Агат чаще всего имеет характерные полосы, границы у слоев могут быть четкие, а могут мягко расплываться, слои имеют разную окраску, обеспечивая при резьбе уникальность изделия. Не зря же считается, что камея — совместное творчество природы и человека, где мастерство творца только раскрывает красоту природного материала.

Зеленый агат, срез.

Черный агат, срез.

Сардоникс, срез
Для современных изделий допустима предварительная обработка камня теплом или красителем, чтобы изменить естественный цвет слоя и получить желаемый фоновый цвет, например, синий.
Камеи также могут быть вырезаны из одного материала, а затем нанесены на контрастный по цвету фон при помощи клея. Такие композитные геммы ценятся гораздо меньше, чем камеи, вырезанные из одного камня.
Раковина
Камеи из этого природного материала могут быть изготовлены только вручную, потому что оболочка раковины представляет собой неровную поверхность, непригодную для машинной обработки, также оболочка может легко сломаться при резьбе машинкой.
Основные виды раковин для создания камей:
Касис ципрея Руфа (лат. Cypraecassis rufa), Corniola Shell, имеет внутренний красноватый слой; наружный слой, для гравировки, бледно-телесного цвета.


Вера, Надежда и Милосердие, камея на раковине Касис Руфа, Италия.
Императорский, королевский шлем (лат. Cassis Madagascarensis), Sardonyx Shell, окраска раковины с темно-коричневым фоном и белой поверхностью идеальна для гравировки.


Диана на охоте. Камея на раковине Sardonyx Shell, около 1850, Италия.
Кроме того, есть камеи на лаве, керамике, коралле. Для таких материалов без естественных цветовых контрастов, мастера часто используют тонировку, чтобы подчеркнуть объем рельефа.
Во времена ампира дамы с удовольствием носили не только геммы, вырезанные на камне или раковине, но и сделанные из фарфора. С 1773 г. фирма, по производству посуды Wedgwood стала производить «восковой бисквит». Из него получались тончайшие рельефы, похожие на античные камеи: белые на голубом, сиреневом или зеленом фоне.

Камеи из фарфора, Веджвуд, 1890-е гг.
И ещё немного истории, чтобы проникнуться не только красотой, созданной руками и гением мастеров, но и традицией, связью времен, что соединяет все человечество: его прошлое, настоящее, будущее.
История и мода, или мода на историю

«Гемма Августа». Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э. 18 × 23 см. Вена, Музей истории искусств.
Искусство резьбы на миниатюрных драгоценных и полудрагоценных камнях, иначе глиптика, берет начало в глубокой древности. Оно зародилось четыре тысячи лет назад на Ближнем Востоке, который был частью Эгейского мира (Эгеиды). Первоначально они представляли собой инталии (углублённый рельеф), которые служили своим хозяевам не только украшением, но и личной печатью. Выпуклое, рельефное изображение на камне — собственно камея, появилось значительно позже, на рубеже IV и III веков до нашей эры в эллинистическом Египте. Родиной камеи считают Александрию, город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры камнерезного искусства – парный портрет Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие произведения.

Автор неизвестен. «Камея Гонзага». III в. до н. э. сардоникс, серебро. 15,7 см × 11,8 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Камея как произведение искусства и предмет роскоши ценилась во все времена. Особенный интерес к глиптике возникал, когда человечество обращалось к классическим традициям. Геммы олицетворяли собой античный идеал красоты, они считались эталоном чистого и строгого вкуса, образцом виртуозного мастерства.
В эпоху Возрождения правители и аристократия украшали камеями шлемы, нагрудники военных доспехов и рукоятки мечей. Камеи носили в кольцах, подвесах и других ювелирных изделиях. Геммы коллекционировали не только богатые представители светской знати, но и иерархи римско-католической церкви. Например, папа Павел II (1417-1471 гг. н.э.) был заядлым коллекционером шедевров камнерезного искусства. Согласно легенде, эта любовь в конечном итоге привела его к преждевременной смерти: постоянная демонстрация резных камней на всех пальцах сделала его руки настолько холодными, что он заболел артритом, который и привел его к сердечному приступу.

Сандро Ботичелли. Портрет молодой женщины. 1480-1485 гг.
В течение всего XVIII века коллекционирование глиптики считалось показателем “просвещённого ума” и хорошего вкуса. Раскопки городов Геркуланума и Помпеи, влияние идей Руссо и Дидро повлекли за собой моду на античность, на все греческое и римское. Благородному увлечению были привержены многие великие правители того времени.
Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, в ее письме к одному из французских просветителей читаем, что: «моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть немногие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.

Резчик Алессандро Маснаго (?-1620) Камея. Апполон, убивающий Пифона. Милан или Прага. Конец XVI в. Из коллекции Екатерины II. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пожалуй, самым известным ценителем и пропагандистом античного искусства того времени был Наполеон Бонапарт. В мае 1804 года Наполеон был провозглашен императором Франции, после чего он смог воспользоваться королевской коллекцией драгоценностей в личных целях. Оправу на многих из них сменили на модную в неоклассическом стиле. Геммы настолько очаровали императора, что он основал школу камнерезного мастерства в Париже. Это увлечение передалось и всему великосветскому обществу. В 1805 году Journal des Dames писал, что «модницы носят камеи на поясе, в ожерелье, на каждом браслете и на диадеме».

Джузеппе Диотти. Портрет Наполеона I. Холст, масло, 1810 г.
Или вот, например, портрет сестры Наполеона, Полины Боргезе.

Робер Жак Франсуа Фауст Лефевр. Портрет Полины Бонапарт, принцессы Боргезе. Холст, масло, 1803 г.
Снова камеи и инталии вошли в моду Европы в эпоху правления английской королевы Виктории. Те времена отличались строгостью нравов, и дамам неприлично было носить слишком яркие украшения. И тут глиптика выступала как показатель богатства, роскоши и великолепного вкуса хозяйки – ведь её можно было носить без особых дополнений. Популярные камеи того времени были вырезаны из морских раковин – традиция, которая началась в пятнадцатом веке в Италии и была популяризирована королевой Викторией.

Камея 1860-1870 годов, Италия, выполнена из Sardonyx Shell (лат. Cassis Madagascarensis).
Камея — это не просто изысканный ювелирный аксессуар, это украшение, соединяющее века. Поэтому мы завороженно смотрим на эти резные камни, представляя себя в образе из прошлого — древнеримской красавицы, легкомысленной Жозефины, нежной девушки из романа Джейн Остин.
В последнее время геммы снова стали пользоваться популярностью. Вновь, как и в Викторианскую эпоху, глиптикой украшают броши, подвески, перстни. Благодаря современным технологиям искусство резного камня стало доступнее, а сюжеты на рельефах гармонично сочетаются с нашей одеждой.


Камеи на цветных халцедонах. Немецкие мастерские, 2020-е годы.
Мы рады представить вам коллекцию камей выполненных по моделям немецких мастеров-камнерезов на натуральных слоистых агатах. Оправа сделана из серебра 925 пробы.
Использованные материалы:
Анна М. Миллер Камеи старые и новые. 1991,
Филлипс К. Ювелирное искусство: от Средних веков до наших дней.
Неверов О.Я. Геммы античного мира, Олег Яковлевич Неверов (annales.info),
Отдельная благодарность Ирине Жигмунд и ее статье ЛЮБОВЬ К КАМЕЯМ ВРЕМЕН АМПИРА.: la_gatta_ciara — ЖЖ (livejournal.com), за красоту материала и вдохновение.